Меню
Напишите о своей задаче
Запрос придёт мне на почту, и я отвечу вам как только смогу
Write Close
Close
Напишите мне о своём проекте
Telegram
Messenger

Как дизайн-мыслители генерируют идеи

В прошлых постах мы поговорили о том, как определить проблему и где найти вдохновение для идей, сегодня обсудим , как происходит сама генерация идей.
Света Шедина
Автор статьи
fb, insta

Подход к генерации идей

Линейный v.s. Ментальная карта
Часто люди используют для генерации идей линейный подход: наблюдают — формируют инсайт — придумывают идею. Дизайн-мыслители предлагают усовершенствовать эту схему с помощью метода Mind Map — ментальной карты.

В ментальной карте, в отличие от линейного подхода, разрывается последовательность «наблюдение — инсайт — идея». В карте они связаны в условно случайном порядке, например, идея возникает первой, и подтягивает за собой инсайт, который ведёт за собой новую идею, которая напомнила про наблюдение, из которого рождается новый инсайт. Ассоциация становится триггером для появления новой ассоциации. Получается паутина из мыслей.

Итак, предположим, наша задача — улучшить опыт посещения кафе. Мы ставим её в центр ментальной карты. Далее возникает вопрос — из чего состоит опыт посещения кафе? Допустим, из выбора заведения, заказа, времяпрепровождения и ухода. Из чего в свою очередь состоит процесс заказа? Из просмотра меню, выбора напитка, оплаты, ожидания и получения. Таким образом мы дробим большую тему «опыт посещения кафе» на небольшие понятные процессы, что позволяет упростить процесс анализа этих процессов и вдохновляет на их улучшение.
Как выглядит «Карта мыслей»

Как провести продуктивный брейншторминг

Брейншторминг или мозговой штурм — это способ генерации идей в команде, который стимулирует собственную творческую активность за счет большого количества решений других участников штурма.

Первый этап в процессе генерации идей — создать как можно больше выбора, то есть сгенерить побольше идей, не думая об их качестве. Пока не думая. Даже, если очень хочется. Критика убивает креативность, а слабенькая, на первый взгляд, мысль может оказаться окошком в большую идею.
Правила проведения брейншторминга:

1. Количество важнее качества (пока). Генерируйте максимального количество идей — 15 идей от каждого участника группы — нормальный результат сессии.
2. Поощряйте сумасшедшие идеи.
3. Никакой критики. В том числе — самокритики.
4. Развивайте идеи других.
5. Фокусируйтесь на теме, избегайте сторонних разговоров.
6. Один говорит — остальные слушают, не перебивая.
7. Используйте рисунки, чтобы объяснить идею.
8. Идеи — собственность всей группы.
Полезные фразы:
«Да, и…», «Развивая твою идею можно…», «Давайте назовём эту идею…»
Чек-лист «Подготовка к Брейнштормингу»:

1. Выберите фасилитатора.
2. Пригласите 4−8 участников.
3. Подготовьте вызовы в виде: «Как нам ______, чтобы ______».
Например, Как нам уменьшить время ожидания заказа в кафе, чтобы больше клиентов были довольны сервисом.
4. Подготовьте материал для вдохновения.
5. Подготовьте стикеры и маркеры.
Чек-лист «Проведение брейншторминга».

Время проведения — 45−60 минут.

1. Расскажите о теме сессии и вызовы, на которые ваши идеи должны ответить.
2. Сделайте креативную разминку. Например, попросите участников нарисовать 30 кружочков и за 2 минуты попытаться зарисовать как можно большее количество кружочков, не повторяясь.
3. Поштормите сначала «про себя», запишите свои идеи.
4. Поштормите в группе — предлагайте свои идеи и «достраивайте» чужие.
5. Отберите лучшие идеи.
  • Предлагайте как можно больше идей, оставив перфекционизм мысль об отборе на потом.
  • Записывайте идеи, через следующие пятьдесят идей будет сложно вспомнить те, что были в начале.
Поставьте себе цель — пятьдесят идей за полчаса. Мозг думает, что это невозможно, но всё равно ускоряется. По количеству людей в команде, по моим ощущениям, 4−5 человек — лучший вариант, все успевают высказаться и принести пользу.

Когда вы выжали из себя все идеи, и «выжали» измеряется не простыми числами, а десятками и сотнями. Наступает фаза отбора идей.

От количества к качеству

Дизайн-мыслители из IDEO генерируют идеи по схеме «Расширение — Сужение». Она состоит из двух фаз — сначала создаём множество выбора, затем делаем этот выбор.
Сначала много идей и мало критики, затем мало идей и много критики

Как отбирать идеи

Дизайн-мыслители предлагают три критерия отбора идей:

  • Желанность, с точки зрения человека. Хочет ли это целевая аудитория?
  • Реализуемость, с точки зрения технологии. Можем ли мы воплотить это в реальность?
  • Жизнеспособность, с точки зрения бизнеса. Будут ли люди платить за это деньги?

В идее, которую стоит оставить для дальнейшего тестирования, все три критерия отбора сходятся.
Где спрятана инновация
В следующем посте расскажу, какие методики помогают воплощать идеи в жизнь.
Поделиться с друзьями:
Автор статьи: Света Шедина
Иллюстрация обложки: Женя Макарова

Скачайте удобный шаблон карты эмпатии

Читайте по теме: